" " ""

Когда нужно сообщать в кадры об изменении семейного положения

Вопрос недели: Обязан ли работник предоставлять работодателю сведения о смене паспорта, места прописки, семейного положения, о появлении детей?

Обязан ли работник предоставлять работодателю сведения о том, что у него изменился паспорт, прописка, место проживания, семейное положение, появились дети.

Сообщаю Вам следующее:

Обязать работников сообщать о смене паспортных данных возможна путем закрепления соответствующего правила в трудовом договоре, коллективном договоре и/или локальном нормативном акте организации (например, в правилах внутреннего трудового распорядка), поскольку такие данные нужны для составления отчетности.

Адрес места жительства работника не является обязательным реквизитом в трудовом договоре. Также трудовое законодательство не обязывает работника уведомлять работодателя об изменении адреса своего места жительства. Такие сведения стороны могут вносить в трудовой договор, изменять их только по взаимному согласию.

Согласно ст. 85 ТК РФ под персональными данными работника понимается информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями. При этом не уточняется, какая именно информация требуется работодателю. Поэтому можно сделать вывод, что руководство компании может затребовать только те данные, которые характеризуют кандидата именно как сторону трудового договора, а не как личность.

В соответствии с п. 3 ст. 86 ТК РФ все персональные данные работника следует получать у него лично. Данная норма исключает сбор сведений о сотруднике без его ведома.

На наш взгляд, заставлять сообщать работника об изменении семейного положения работодатель не вправе.

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс

Обязать работников сообщать о смене паспортных данных возможно путем закрепления соответствующего правила в трудовом договоре, коллективном договоре и/или локальном нормативном акте организации (например, в правилах внутреннего трудового распорядка).

Адрес места жительства работника не является обязательным реквизитом в трудовом договоре. Также трудовое законодательство не обязывает работника уведомлять работодателя об изменении адреса своего места жительства. Такие сведения стороны могут вносить в трудовой договор, изменять их только по взаимному согласию.

Под персональными данными работника понимается информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями (ч. 1 ст. 85 ТК РФ)

Согласно ст. 85 ТК РФ под персональными данными работника понимается информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями. При этом не уточняется, какая именно информация требуется работодателю. Поэтому можно сделать вывод, что руководство компании может затребовать только те данные, которые характеризуют кандидата именно как сторону трудового договора, а не как личность.

Следовательно, работодатель не может требовать персональные сведения, которые не связаны с осуществлением его трудовой деятельности.

В соответствии с п. 3 ст. 86 ТК РФ все персональные данные работника следует получать у него лично. Данная норма исключает сбор сведений о сотруднике без его ведома.

Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги Линия Консультаций и Горячая линия. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.

Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов Справочно-правовых Систем КонсультантПлюс по вопросу

Ответ подготовил эксперт Систем КонсультантПлюс

Трясцына Оксана Вадимовна

в рамках услуги Консультации Линии консультаций

Памятка сотруднику на случай изменения персональных данных

Когда понадобится: чтобы напомнить сотруднику порядок действий при изменении его персональных данных (фамилии, номера паспорта, адреса и т. д.).

Памятка работнику на случай изменения персональных данных

Понятие персональных данных

Ваши персональные данные содержатся в трудовом договоре, трудовой книжке, личной карточке, во всех приказах, издаваемых в период работы, и иных документах.

Специалисты отдела кадров и бухгалтерии вправе запрашивать только те персональные данные, которые напрямую относятся к вашей трудовой деятельности. К персональным данным, которые необходимы специалистам отдела кадров и бухгалтерии в процессе трудовых отношений, относятся ваши фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес местожительства, номера телефонов, сведения о вступлении в брак, разводе, рождении детей, фамилии, имена и отчества членов семьи, другие индивидуальные сведения (например, информация об инвалидности или наличии особых званий). Указанные персональные данные специалисты отдела кадров и бухгалтерии могут получить только от вас. Порядок получения, обработки и защиты ваших персональных данных регулируются статьей 86 Трудового кодекса РФ, Законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, Положением о работе с персональными данными ЗАО «Бета».

Персональные данные необходимы для:

  • заключения трудового договора и заполнения иных кадровых документов;
  • оформления (замены) свидетельства пенсионного страхования;
  • оформления (замены) полисов добровольного медицинского страхования;
  • оформления (замены) банковских карт для выплаты зарплаты;
  • получения стандартных налоговых вычетов на детей;
  • предоставления дополнительных льгот и компенсаций особым категориям работников (например, инвалидам);
  • представления унифицированной отчетности в контролирующие ведомства (налоговую инспекцию, ФСС России, ПФР) и т. п.

В связи с указанным в случае изменения ваших персональных данных вам необходимо в обязательном порядке сообщить в отдел кадров о таком изменении и предоставить новые сведения. Несвоевременное уведомление об изменении персональных данных может неблагоприятно отразиться, например, на последующем оформлении пенсии, восстановлении трудовой книжки, предоставлении своевременной медицинской помощи в рамках добровольного медицинского страхования.

При изменении персональных данных

Если вы изменили имя, фамилию, вступили в брак, развелись, стали родителем и т. п., то вам необходимо получить документы, подтверждающие указанные изменения и события. Такими документами могут быть паспорт, свидетельство о смене имени, отчества, заключении брака, разводе, рождении ребенка.

В течение пяти рабочих дней после получения документов, подтверждающих соответствующие изменения, уведомьте отдел кадров об изменении и представьте следующие документы:

  • при изменении имени, фамилии – паспорт, свидетельство о смене имени, фамилии;
  • при смене местожительства (прописки) – паспорт с отметкой о новом местожительстве;
  • при вступлении в брак – паспорт с отметкой о вступлении в брак, свидетельство о вступлении в брак, паспорт с новой фамилией (в случае смены фамилии);
  • при разводе – паспорт с отметкой о расторжении брака, свидетельство о расторжении брака, паспорт с новой фамилией (в случае смены фамилии);
  • при рождении ребенка – паспорт с отметкой о наличии детей, свидетельство о рождении ребенка;
  • при получении дополнительного образования, повышении квалификации – подтверждающий документ: удостоверение, свидетельство, диплом и т. п.;
  • при получении награды, звания – подтверждающий документ: приказ, распоряжение, наградной лист, свидетельство и т. п.

После этого специалист отдела кадров по мере необходимости внесет изменения в трудовой договор, личную карточку, трудовую книжку, свидетельство о пенсионном страховании и иные документы.

Уважаемые работники! Пожалуйста, будьте внимательны. Проверяйте корректность оформления документов, удостоверяющих личность, и своевременно сообщайте об их изменении. При возникновении вопросов обращайтесь к специалистам отдела кадров и бухгалтерии:

бухгалтер Наталья Владимировна Лисицина – 8 (999) 666-66-66;

инспектор по кадрам Эльвира Витальевна Дождева – 8 (999) 222-22-22.

Дополните настоящую памятку своими советами работнику, у которого изменились персональные данные, если, на ваш взгляд, они будут ценны другим работникам, и передайте их в отдел кадров.

Можно ли наказать работника, если он несвоевременно представил информации об изменении своих персональных данных

Вправе ли работодатель обязать работников своевременно представлять информацию об изменении своих персональных данных (паспортные данные, адрес регистрации, семейное положение, рождение детей, номер телефона и т.д.)? Вправе ли он применить дисциплинарную или материальную ответственность в случае несвоевременного представления информации об изменении своих персональных данных и в случае представления документов, содержащих недостоверные сведения (персональные данные)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Работодатель вправе установить в локальном нормативном акте организации порядок предоставления работниками сведений об изменении их персональных данных (паспортных данных, семейного положения, сведений о детях и адресе места жительства). Однако привлечь работников за несвоевременное сообщение работодателю об изменении их персональных данных (за предоставление документов, содержащих недостоверные сведения (персональные данные)) к дисциплинарной или к материальной ответственности работодатель не вправе.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ) персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), а обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В соответствии со ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре указываются фамилия, имя, отчество работника и сведения о документах, удостоверяющих его личность. Обязанность указывать в нем сведения об адресах сторон договора, их семейном положении и наличии детей в законе отсутствует. Однако по усмотрению сторон трудовых отношений данные сведения могут быть внесены в трудовой договор. Сведения о паспортных данных, семейном положении и наличии детей, адресе работника (по паспорту и фактическом) указываются в личной карточке работника. Форма личной карточки работника утверждена постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (п.п. 9-12)*(1).

Действующее трудовое законодательство не предусматривает обязанности работника предоставлять работодателю сведения об изменении указанных данных. В то же время такая обязанность установлена, например, пенсионным законодательством: работники (застрахованные лица) обязаны предоставлять сведения работодателю и заполнять необходимые документы в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете (ст. 14 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). Работник (застрахованное лицо) обязан предъявить работодателю (страхователю) документы, подтверждающие сведения о новом адресе, и заполнить соответствующие формы (абзацы второй и четвертый п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 6 указанного Закона).

В свою очередь, работодателю как налоговому агенту в случае представления документов, предусмотренных НК РФ и содержащих недостоверные сведения, грозит штраф в размере 500 рублей за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения (ст. 126.1 НК РФ (вступила в силу с 01.01.2016)). Это касается, в частности, обязанности работодателя отчитываться перед налоговыми органами о доходах физических лиц и удержанном налоге по форме 2-НДФЛ и о расчете сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ). Указанные формы содержат персональные данные работников.
Поэтому в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов (например, в области пенсионного, налогового законодательства, а также законодательства о воинском учете, законодательства о социальном обеспечении и т.п.) работодатель может установить в локальном нормативном акте порядок обработки персональных данных работников, включающий в себя также способы сообщения работником об изменении тех сведений, которые необходимы работодателю для соблюдения законодательства, например, путем ежегодного заполнения анкет, переданных работодателем работнику, а также при обращении за выдачей документов, связанных с работой, в которых указываются соответствующие персональные данные.

Порядок должен быть разработан с учетом общих требований при обработке персональных данных работника и гарантий их защиты, установленных ст. 86 ТК РФ; работник должен быть ознакомлен с ним под роспись (п. 8 части первой ст. 86 ТК РФ).

Работодателю следует иметь в виду, что невыполнение работником обязанности о своевременном сообщении информации об изменении своих персональных данных не может повлечь для работника негативные последствия (его нельзя привлечь ни к дисциплинарной, ни к материальной ответственности), поскольку такая обязанность не вытекает из требований трудового законодательства. Законодатель установил для работника только право требования об исключении или исправлении неверных или неполных персональных данных (часть первая ст. 89 ТК РФ), а обязанность по предоставлению актуальных данных на работника законом не возложена.

Нельзя привлечь работника к дисциплинарной или материальной ответственности и в случае предоставления им документов, содержащих недостоверные сведения (персональные данные). Норма п. 11 части первой ст. 81 ТК РФ (о праве работодателя расторгнуть трудовой договор в связи с представлением работником подложных документов) в подобных случаях применима быть не может, поскольку трудовой договор уже заключен, а новые документы (пусть даже с недостоверными сведениями) никак не могут повлиять на решение работодателя о заключении трудового договора*(2).

Поэтому мы полагаем, что установление порядка обработки персональных данных работников в локальном нормативном акте само по себе не решит проблему своевременного изменения работодателем сведений о персональных данных, содержащихся в документах, используемых в деятельности организации, поскольку для работников установление соответствующей обязанности, по сути, будет являться установлением способа реализации ими своего права требования к работодателю об изменении неактуальных данных. Но такой документ, по нашему мнению, может помочь работодателю избежать претензии к нему со стороны работников или контролирующих органов при возникновении тех или иных негативных последствий использования неактуальных сведений при заполнении документов в целях представления их в различные государственные органы.

В то же время необходимо отметить, что несоответствие реальных персональных данных о работнике и данных в кадровых документах может повлечь проблемы для самого работника (например при подтверждении страхового стажа для начисления трудовой пенсии). Своевременное внесение указанных изменений — в интересах самого работника.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Земцов Евгений

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

16 марта 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) С 1 января 2013 года на основании ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» унифицированные формы не являются обязательными для использования в коммерческих организациях (письма Роструда от 23.01.2013 N ПГ/409-6-1, от 23.01.2013 N ПГ/10659-6-1, от 14.02.2013 N ПГ/1487-6-1, письмо Минтруда России от 14.05.2013 N 14-1/3030785-2617). Эти организации вправе как пользоваться формами первичных учетных документов, разработанными ими самостоятельно, так и продолжать использовать унифицированные формы.

*(2) Как указывают судебные органы, увольнение по п. 11 части первой ст. 81 ТК РФ законно, если подложные документы повлияли на решение работодателя о заключении трудового договора (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 18.02.2014 N 33-629, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 26.12.2013 N 33-2711/2013, апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от
12.03.2013 N 33-2026, решение Борского городского суда Нижегородской области от 26.04.2013 N 2-527/2013).

Сведения об изменении учетных данных граждан, состоящих на воинском учете (места жительства, фамилии)

Основания составления сведений об изменении учетных данных граждан, состоящих на воинском учете

В соответствии с под. «е» п. 29 Методических рекомендаций Генштаба ВС РФ при изменении учетных данных, содержащихся в личных карточках граждан, состоящих на воинском учете, работник ответственный за осуществление воинского учета в организации должен уведомлять об этом военные комиссариаты (органы местного самоуправления) по месту жительства.

Уведомлять военный комиссариат (орган местного самоуправления) нужно при изменении следующих данных граждан, состоящих на воинском учете:

  • семейное положение;
  • образование;
  • структурное подразделение организации;
  • должность;
  • место жительства (место пребывания);
  • состояние здоровья (получения инвалидности).

В соответствии с Порядком сообщения организациями об изменении учетных данных граждан, состоящих на воинском учете, в военные комиссариаты (приложение № 13 Методических рекомендаций Генштаба ВС РФ) уведомить военный комиссариат можно двумя способами:

  • направить гражданина, у которого изменились личные данные с листком сообщения в военный комиссариат по месту его прописки;
  • направить сведения об изменении учетных данных в военные комиссариаты (органы местного самоуправления) по месту жительства граждан.

Направить сведения в военные комиссариаты (органы местного самоуправления) об изменении учетных данных граждан, состоящих на воинском учете, нужно в течение двух недель с момента внесения изменений в личные карточки (под. «е» п. 29 Методических рекомендаций Генштаба ВС РФ).

Порядок направления сведений об изменении учетных данных граждан, состоящих на воинском учете

Сведения об изменениях учетных данных заполняются по форме разработанной Генштабом ВС РФ (приложение № 2 к Порядку сообщения организациями об изменении учетных данных граждан, состоящих на воинском учете, в военные комиссариаты).

В сведениях об изменении учетных данных граждан, состоящих на воинском учете, должны указываться следующие данные:

  • наименование военного комиссариата (органа местного самоуправления), которому направляются сведения;
  • наименование и адрес место нахождения организации;
  • должность, фамилия, имя, отчество, телефон ответственного за военно-учетную работу;
  • информация о гражданах, у которых изменились данные:
  • фамилия, имя, отчество;
  • воинское звание;
  • год рождения;
  • тип воинского учета (общий или специальный);
  • содержание изменений;
  • примечание.

В примечании нужно указать дату вручения листка сообщений либо причина, по которой вручить листок сообщения гражданину не представилось возможным.

Сведения об изменениях учетных данных граждан, состоящих на воинском учете, должны быть подписаны руководителем и заверены печатью организации.

Каким образом обязать работников сообщать в отдел кадров изменившиеся личные данные?

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Подскажите, пожалуйста, каким образом обязать работников сообщать в отдел кадров изменившиеся личные данные (замена паспорта, регистрация/ расторжение брака, изменение прописки). Известно, что законодательство не обязывает работника это делать, однако: — военкомат требует сведения о семейном положении; — бухгалтерия выдает неверные справки формы 2НДФЛ и т.д.; — письма с требованием явиться в отдел кадров и забрать трудовую книжку не дойдут до адресата. Желательно иметь образец локального акта, который можно составит по этому поводу.

Ответ

Обязанность работника сообщать работодателю информацию об изменении своих персональных данных возможно установить в таком локальном нормативном акте, как Положение о персональных данных работников. Вполне возможно внести данный пункт и непосредственно в трудовой договор работника в раздел о его обязанностях : «Работник обязан в срок, не превышающий 14 дней с даты наступления любого из перечисленных ниже событий, сообщить работодателю об изменении его персональных данных и предоставить копии документов, их подтверждающих:

— изменение семейного положения или состава семьи;

— изменение места регистрации работника;

— изменение паспортных данных . »

В силу ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Согласно ст. 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Подробнее об обработке персональных данных читайте здесь:

В связи с этим требования локальных нормативных актов работодателя обязательны для исполнения работниками (за исключением локальных нормативных актов, ухудшающих положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами).

С таким локальным нормативным актом работники должны быть ознакомлены под роспись.

В Положении о персональных данных работников возможно предусмотреть следующую формулировку: «… Своевременно, в разумный срок, не превышающий ___ рабочих дней, работник обязан лично либо через своего законного представителя сообщать работнику, ответственному за сбор информации, об изменении своих персональных данных , а также представить соответствующие документы».

Образец Положения о работе с персональными данными работников приведен ниже по тексту.

Подробнее в материалах Системы:

1. Правовая база:

Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Популярные вопросы

2. Формы: Положение о работе с персональными данными работников

ИНН 7708123456, КПП 770801001, ОКПО 98756423

полное наименование организации, идентификационные коды (ИНН, КПП, ОКПО)

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector